РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладеватьновейшими педагогическими технологиями дляиспользованияих в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитииего способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительскихфункций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затрудненийв семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целеваягруппа–родители(законныепредставители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка«Интернет-сайтародительскогоуниверситета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте»,
«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонспредстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организацияпсихолого-педагогическогопросвещенияродителей по различным аспектам семейного воспитания:
- правовое:овозможностях,правахиобязанностяхвосуществлении образовательных потребностей семьи;
- психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания,обучения ребенка;
- гражданское:опутяхразвитияобразования,школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого- педагогическим и другим проблемам.
- научно-методическое обеспечение формирования психолого- педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
III. Содержательное:
ВоспитательнаядеятельностьРодительскогоуниверситетастроится:
- наоценкеродителямисобственногожизненногоопыта;
- на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
- настабильномобщениидетейиихродителей;
- наформированииатмосферыпоискановыхзнаний;
- на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребѐнка;
- наразвитиитворческихспособностейчленовсемьи;
- наумениивидетьрезультатыразвитиядетей;
- на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учѐтом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Iступень–«Мой ребенок–младший школьник»
Для родителей учащихся I-IV классов
Тема
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
1-й класс
|
|
|
Тема 1 .Адаптация учащихся в 1-м классе.
|
сентябрь
|
лекция
|
Тема 2. Режим дня школьника.
|
ноябрь
|
практикум
|
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
|
январь
|
дискуссия
|
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
|
апрель
|
семинар- практикум
|
2-й класс
|
|
|
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.
|
октябрь
|
семинар-практикум
|
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
|
декабрь
|
круглый
стол
|
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
|
февраль
|
лекция
|
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
|
май
|
дискуссия
|
3-й класс
|
|
|
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка.
|
сентябрь
|
беседа
|
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
|
декабрь
|
лекция
|
Тема 3.Здоровая семья– здоровый ребенок.
|
январь
|
практикум
|
Тема 4.Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
|
апрель
|
психологический тренинг
|
4-й класс
|
|
|
Тема 1. Возрастные психофизиологические
особенности учащихся 4-х классов.
|
сентябрь
|
лекция
|
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
|
декабрь
|
семинар- практикум
|
Тема 3. Ребенок и компьютер.
|
февраль
|
дискуссия
|
Тема 4. Книги в жизни школьника.
|
май
|
круглый стол
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень– «Мой ребенок– подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
Тема
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
5-й класс
|
|
|
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
|
сентябрь
|
лекция
|
Тема 2.Ребенок среди сверстников
|
ноябрь
|
круглый стол
|
Тема 3.Ваш ребенок вырос.
|
февраль
|
беседа
|
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье
|
май
|
круглый стол
|
6-й класс
|
|
|
Тема 1 Семья как персональная микро среда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи
|
октябрь
|
беседа
|
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков
|
декабрь
|
семинар-практикум
|
Тема 3. Безопасность в сети Интернет.
|
март
|
круглый стол
|
Тема 4.Организация летнего отдыха подростков.
|
май
|
конференция
|
7-й класс
|
|
|
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
|
сентябрь
|
беседа
|
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
|
ноябрь
|
круглый стол
|
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
|
февраль
|
психологический тренинг
|
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
|
апрель
|
семинар-
практикум
|
8-й класс
|
|
|
Тема 1. Жизненные цели подростков.
|
октябрь
|
лекция
|
Тема 2.Как уберечь подростка от насилия.
|
декабрь
|
практикум
|
Тема 3.Осторожно:суицид.
|
март
|
беседа
|
Тема 4.Культура поведения в конфликтных ситуациях.
|
май
|
психологический тренинг
|
9-й класс
|
|
|
Тема 1.Портрет современного подростка.
|
сентябрь
|
вебинар
|
Тема 2.Агрессия,ее причины и последствия.
|
ноябрь
|
беседа
|
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и каким противостоять.
|
февраль
|
лекция
|
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников.
Как помочь подростку выбрать профессию?
|
апрель
|
конференция
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
IIIступень–«Мой ребенок– старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
Тема
|
Сроки проведения
|
Форма проведения
|
10-й класс
|
|
|
Тема 1. Здоровье-это жизнь.
|
сентябрь
|
лекция
|
Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
|
ноябрь
|
круглый стол
|
Тема 3. Роль семьи в формировании
репродуктивного здоровья юношей и девушек.
|
февраль
|
круглый стол
|
Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
|
апрель
|
тренинг
|
11-й класс
|
|
|
Тема 1.Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
|
ноябрь
|
семинар-практикум
|
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
|
декабрь
|
беседа
|
Тема 3.Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
|
март
|
круглый стол
|
Тема 4. Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?
|
май
|
психологический тренинг
|